стр. 1, подъезд 1, этаж 3, офис 17
Из этой статьи вы узнаете, как самостоятельно провести ликвидацию компании, придерживаясь всех законодательных требований и не создавая себе дополнительных проблем. Чтобы соблюсти все формальности, рекомендуем на каждом этапе сверяться с нормами законодательства на текущий момент – информация, представленная ниже, актуальна на 2018 год.
Чтобы дать делу ход, на общем собрании участников фирмы большинством голосов нужно принять решение о ликвидации. После этого общим голосованием выбираются члены ликвидационного комитета во главе с председателем/ликвидатором. Ели в нашей компании один учредитель, то он принимает решение единолично.
Важно: в течение 10 дней каждый учредитель должен получить копию протокола собрания со списком всех членов комиссии.
У председателя есть три дня на подачу документов в государственные органы, включая дату принятия решения. Вместе с копией протокола собрания учредителей в налоговую по месту регистрации фирмы отправляется уведомление (форма Р15001). Сделать это можно ценным письмом, но надежнее принести самостоятельно или же отослать в электронном формате, используя функционал сайта госуслуг.
В государственный реестр на основании вышеуказанных документов вносится информация о том, что компания запустила процесс по ликвидации. Дополнительно уведомлять государственные фонды нет необходимости.
Если вы самостоятельно занимаетесь ведением процесса, не забудьте заявить о начале ликвидации, а также персонально сообщить об этом кредиторам своей компании. Чтобы выполнить это требование, в «Вестнике государственной регистрации» вам понадобится опубликовать извещение определенного формата. Делается это удобным для вас способом: подается онлайн заявка через функционал сайта или по факту явки в представительство «Вестника». Важный момент: ликвидация при наличии любых задолженностей и неурегулированных вопросов с кредиторами не допускается законом.
Кроме общего оповещения в «Вестнике» о начале ликвидации необходимо оповестить каждого кредитора компании лично. Важно: делается это не на словах, не через электронную почту, а по старинке в письменном виде! Обычно составляется официальное письмо (лучше заказное), где вы сообщаете о том, что начат процесс по закрытию компании, а также уведомляете контрагента о порядке выставления возможных требований по задолженности. К сведению: минимальный срок для предъявления претензий со стороны оповещенных контрагентов, который вы обязаны выждать составляет 2 месяца. Чтобы избежать проблем, сохраните все подтверждения об уведомлении.
В статье 89 Налогового Кодекса сообщается, что, начиная с момента оповещения государственных органов до момента составления промежуточного баланса, представители налоговой имеют право явиться к вам с запланированной проверкой, о чем вы заблаговременно будете уведомлены. К «нулевым» компаниям обычно никто не приезжает, но подготовиться все же стоит.
Рекомендуем решить все вопросы с фондами, проанализировать задолженности и, если таковые имеются, погасить их. Следует сверить счета с бюджетом и убедиться в том, что все декларации были предоставлены в органы налоговой инспекции. Согласно пунктам 4 и 3 статьи 44 НК Российской Федерации, если за компанией будут обнаружены задолженности, процесс ликвидации приостановят и все придется начинать заново.
Если вы дошли до этого пункта, то можно сказать, уже находитесь на финишной прямой. Теперь, следуя форме Р15001, нужно составить уведомление для налоговой и заверить его у нотариуса. Нельзя подавать документы раньше, чем через два месяца после той даты, когда в «Вестнике» появилась публикация о решении ликвидации вашей фирмы.
Как составляется промежуточный баланс? За основу можно брать стандартные требования к бухгалтерской отчетности, которых вы обычно придерживались, добавляя актуальные реквизиты, данные о выставленных требованиях потенциальными кредиторами, список с перечнем имущества компании.
Осталось совсем немного. После успешного прохождения всех этапов, в том числе, выплаты задолженностей по кредитам, проведения налоговой проверки и сдачи промежуточного баланса, пришло время собирать последний пакет документов.
Учредители компании должны утвердить ликвидационный баланс, составленный по стандартной бухгалтерской отчетности и дополненный списком имущества, которое осталось после погашения задолженностей. Вместе с этим документом в налоговую необходимо отправить заявление (форма Р16001), заверенное нотариусом, а также квитанцию об уплате государственной пошлины в размере восьмисот рублей.
Если все было сделано правильно, через 5 дней вам придет уведомление о подтверждении ликвидации компании и снятии вас с учета.