Основными элементами любого бренда является логотип и название. Именно от этих элементов во многом зависит узнаваемость компании, конкурентоспособность и прибыльность на рынке. Регистрация названия фирмы и лого обеспечивает защиту от конкурирующих организаций на государственном уровне. Расскажем, как зарегистрировать товарный знак в России и какие проблемы могут возникнуть в процессе.
Определения названия и товарного знака
Изначально изучите, что означают эти термины:
- Название. Это собирательное понятие. Если говорить на языке понятном для юристов, то под названием принято понимать «словесный товарный знак», либо «коммерческое обозначение». Это может быть название аккаунта в социальной сети Инстаграм или Вконтакте, хэштег, название личного бренда или книги, авторского курса и др.
- Логотип. Это «изобразительный товарный знак», в качестве которого может выступать один из таких элементов: эмблема, значок, вывеска, принт, 3D-модель, этикетка и др.
В ГК РФ товарные знаки (ТЗ) регистрируют, а не патентуют. При этом, юристы могут использовать понятие «патент», как «получение свидетельства». Поэтому, если Вы услышите от юриста словосочетание – патентование товарного знака, то наверняка он говорит о получении свидетельства для него.
Как зарегистрировать название фирмы
Подробная информация по вопросу получения свидетельства на товарный знак указана в части 4 ГК РФ:
- Регистрация ТЗ в РФ возможна исключительно через Роспатент.
- Защитные меры действуют по отношению к товарам и услугам.
- В процессе регистрации ТЗ обязательно осуществляется проверка его уникальности.
В ситуациях, когда при принятии заявления в базе Роспатента уже есть активная заявка на такой же ТЗ, либо есть уже зарегистрированное точно такое же обозначение или максимально схожее Вашему, то в регистрации логотипа или названия будет отказано. Перед тем как подавать заявку, изучите вопрос уникальности. Это позволит предотвратить повторную уплату налога.
Перед подачей заявки в соответствующий орган, изучите такие моменты:
- Владельцем ТЗ может выступать исключительно юридическое лицо или ИП. Физические лица и самозанятые таких прав не имеют.
- Если название не применялось на протяжении 3 лет и более, то возможно аннулирование действия свидетельства на регистрацию.
- Патентованию подлежит не каждый логотип и название. Они должны соответствовать действующему законодательству.
- Полученное свидетельство будет законным на территории РФ. В случае необходимости, можно зарегистрировать ТЗ на международном уровне.
- Патентование лого и названия возможно для конкретных видов деятельности.
Советы по регистрации
Представим общую информацию, которая будет полезной при регистрации ТЗ и логотипа:
- Свидетельство о регистрации позволит Вам защитить собственные права в результате незаконного использования названия в мошеннических целях. Также это позволит предотвратить ввоз контрафактной продукции.
- Вы можете рассчитывать на расширение рынка сбыта с помощью маркетплейсов для получения дополнительного дохода, а также на увеличение чистых активов и капитализации фирмы.
- Регистрация возможна через патентное бюро, либо госуслуги.
- Ввиду ограниченности названий и логотипов, проводится обязательная проверка ТЗ на уникальность.
- Лишь 5% заявок становятся ТЗ. При этом, если от Роспатента последует отказ, то Вы потеряете от 6 до 9 месяцев, уплаченные средства за гос. пошлину и расходы на ребрендинг фирмы.
В случае необходимости, возможно дополнительное патентование логотипа в качестве промышленного образца и получение защиты в любых классах МКТУ.